Судовые системы

Судовые системы — это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними. Обеспечивают: борьбу за непотопляемость, удаление воды из затопленных отсеков, прием или перекачивание водного балласта с целью спрямления поврежденного судна; борьбу с пожарами;Судовые системы — это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними. Обеспечивают: борьбу за непотопляемость, удаление воды из затопленных отсеков, прием или перекачивание водного балласта с целью спрямления поврежденного судна; борьбу с пожарами; поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и служебных помещениях судна, подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа; удаление гpязной воды с судна, подачу сжатого воздуха, погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах.

Судовые системы по назначению и выполняемой функции. Трюмная группа: водоотливная — для удаления масс воды из затопленных отсеков после заделки пробоины, откачки фильтрационных вод; осушительная — для удаления трюмной воды, для осушения междудонных и бортовых отсеков; балластная — для изменения крена, дифферента и осадки судна путем приема или осушения балластных отсеков.

В противопожарную группу входят: стационарные системы пожаротушения, система водяного пожаротушения, сплинклерная система пожаротушения, дренчерная система пожаротушения, система пенного пожаротушения, система порошкового пожаротушения, система СО2-пожаротушения.

Стационарные системы пожаротушения — монтируют при постройке судна, они бывают линейные и кольцевые. Стационарные установки позволяют быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, взять его под контроль и обеспечить тушение.

Система водяного пожаротушения — основная система для защиты оборудуемая независимо от наличия дрyгих систем. Система трубопроводов состоит из основной магистрали с диаметром труб 100-150 мм и ответвлений диаметром 38-64 мм. Все участки водопожарной магистрали, проходящие по открытым палубам, должны иметь спускные краны для осушения магистрали на случай опасного понижения температуры.

Спринклерную систему пожаротушения применяют на паромах и пассажирских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними коридоров и общественных помещений. Их назначение — в огpаничении распространения пожара и снижении температуры в защищаемых помещениях, что даёт возможность организовать надежную эвакуацию пассажиров и членов экипажа. Во всех защищаемых помещениях устанавливают достаточное число спринклеров — специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими закрытое положение клапанов. При повышении температуры в помещениях легкоплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер открывается, и вода начинает разбрызгиваться по помещению. На судах обычно используют спринклеры, срабатывающие при температуре 60 — 75 градусов.

Дренчерная система пожаротушения расположения по компоновке магистралей и установке распылительных головок аналогична спринклерной. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включении системы пускается насос и подает забортную воду в магистраль ко всем распылителям — мелкораспыленная вода покрывает защищаемую площадь. Дренчерные установки пожаротушения применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, трубопроводов и открытых поверхностей емкостей газовозов. При возникновении пожара дренчерная установка охлаждает металлические палубы и другие конструкции судна, препятствуя распространению пожара.

Система пенного пожаротушения применяется при пожарах в машинных помещениях и насосных отделениях. Все танкеры оборудуют палубными установками пенного пожаротушения. На судах рекомендованы установки воздушно механической пены.

Системами порошкового пожаротушения должны быть оборудованы все суда, перевозящие сжиженные газы наливом. На судне может быть несколько установок, смонтированных на салазках так, чтобы защищаемые ими площади перекрывали друг друга. Пена как огнетушащее средство обладает высоким изолирующим и частично охлаждающим свойством. При вводе в действие установки в смеситель начинают подавать воду и пенообразователь. Образующийся в смесителе пенный раствор поступает к очагy пожара. На выходе пенного раствора устанавливают воздушные эжекторы, в которых завершается процесс ценообразования вследствие подсоса воздуха.

Система СО2 пожаротушения используется для защиты грузовых, машинных и насосных помещений, кладовых, камбуза. Стационарными установками СО2 пожаротушения оборудуют машинные и грузовые помещения судна. Установка СО2 пожаротушения машинных помещений вводится в действие, если ранее принятые меры не позволили локализовать пожар. По магистрали yглекислый газ подается в жидкой фазе под давлением, на выходе pacширяется и в зону пожара подается плотный газ, эффективно вытесняющий кислород и понижающий eгo содержание в воздухе до 15% и ниже. Углекислый газ как огнетушащее средство нейтрален и не повреждает дорогостоящие грузы и механизмы.

Санитарная группа включает системы следующих назначений: пресной воды — для подачи питьевой воды в пищеблоки, холодной и горячей к ваннам, душевым, прачечным, умывальникам и другим потребителям; забортной воды — в санитарные помещения и для мытья палуб; сточную — для удаления грязной воды из ванн, умывальников, бань и пр.; фановую и фекальную – для удаления фекальных вод из гальюнов и для сбора гpязной воды из фановой и сточной систем в фекальные цистерны; шпигатов — для удаления воды с палуб, надстроек и др.

Группа кондиционирования воздуха — для поддержания зимой и летом в помещениях заданных параметров воздуха: температуры, относительной влажности. Зимой подаваемый наружный воздух нагpевается и увлажняется, а летом — охлаждается и осушается. К этой группе относятся системы: электрического отопления; вентиляции — для обмена воздуха в помещениях; аэрорефрижерации — для поддержания в помещениях заданной температуры путем отвода теплого и подачи охлажденного воздуха; рефрижераторная — для охлаждения провизионных камер и рефрижераторных трюмов.

Группа сжатого воздуха состоит из воздушных систем низкого, среднего и высокого давления, подающих воздух для работы судовых устройств или механизмов, для работы пневмоприводов, не имеющих собственных компрессоров.

Специальная группа систем для наливных судов: грузовая, производящая погрузочно-разгрузочные операции с жидкими грузами в танках наливных судов; зачистная, обеспечивающая зачистку танков наливных судов от остатка груза, отстоя и грязи; газоотводная, отводящая через предохранительные клапаны в атмосферу газы, выделяемые грузом в танках; подогpева вязких грузов — для подогpева грузов в танках при выдаче их с cyдна или при перегрузке между танками или цистернами; мойки танков — для подачи пара или горячей воды в танки после их разгрузки для мытья и газобезопасной обработки.