Грузовое устройство

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна. Основные элементы грузового устройства со стрелами: мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел; грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа; грузовые лебедки; грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна. Основные элементы грузового устройства со стрелами: мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел; грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа; грузовые лебедки; грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.

При наличии на судне трех грузовых мачт, носовую называют фок-мачтой, среднюю — грот-мачтой, а кормовую – бизань-мачтой. Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая представляет собой стальную трубу большого диаметра. Для прочного крепления мачты она пропускается через отверстие в верхней палубе — пяртнерс и её нижний конец – шпор приваривается к настилу нижней палубы или второго дна. Место крепления шпора мачты называется степсом. Кроме крепления к корпусу судна, мачты раскрепляются при помощи стоячего такелажа из жесткого стального троса, такие тросы называются вантами. Спереди мачты поддерживаются штагами, а в корму идут бакштаги.

Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт вместо одиночных мачт устанавливают грузовые колонки и портальные мачты, состоящие из двух мачт – Л-образной или П-образной формы, которые в верхней части соединены caлингом. Салинг служит для крепления троса, который поддерживает стрелу. В середине салинга устанавливается стеньга. Верхний конец стеньги заканчивается плоским диском — клотиком.

Грузовые стрелы делятся на лёгкие и тяжелые. Лёгкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной — одиночная стрела грузоподъемностью более 10 т.

Лёгкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части. Нижний конец стрелы (шпор) имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы (нок) насаживают кольцо (бугель), имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.

Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки. Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные тoпенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей, что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку. Груз поднимают гибким стальным тросом — грузовым шкентелем. На одном конце его закрепляют грузовой гак и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузовой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.

Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек. Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса — мантыля и талей, основанных растительным тросом.
Легкие стрелы могут работать как в одиночном, так и в спаренном варианте «на телефон».

Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной или двумя тяжело¬весными стрелами грузоподъемностью до 40 — 50 т, а в отдельных случаях (на специальных судах) — до 300 т. На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны. Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными, перемещающими поворотными и мостовыми с выдвижной консолью.

Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 360 градусов и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести огpаниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену.