Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП)

Задачи, решаемые САРП

В наше время невозможно представить обеспечение навигационной безопасности без САРП. Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП), на английском языке это называется Automatic Radar Plotting Aids (ARPA) — это радиолокационно-вычислительные системы, обеспечивающие автоматическое сопровождение эхо-сигналов целей, первичную и вторичную обработку радиолокационной информации, выдачу судоводителю всех данных, необходимых для непрерывной оценки навигационной ситуации и решения задач обеспечения навигационной безопасности.

Как и обычная судовая радиолокационная станция (РЛС), САРП является системой двойного назначения: позволяет решать задачи предупреждения столкновений судов и навигационной проводки судна. Ниже представлена информация о задачах, решаемых САРП, о том, сколько целей должна обрабатывать и какие параметры цели вычисляет САРП.

Параметры, определяемые САРП представлены в таблице:

Этап обработки

Рассчитываемый параметр

Классификация объектов

Первичная

Дц, КУц, РЛПц

Точечные — береговые

Вторичная (расчёты)

1) Дц, КУц, РЛПц

2) ОКц, Vотн

3) Дкр, Ткр

4) Кц, Vц

Неподвижные — подвижные (суда)

Автоматический анализ

1) Дц, КУц, РЛПц

2) ОКц, Vотн

3) Дкр, Ткр

4) Кц, Vц

Опасные — безопасные

Маневрирующие — следующие с постоянными курсом и скоростью

Проигрывание маневра

При изменении Кн, Vн:

1) ОКц э, Vотн э

2) Дкр э, Ткр э

Опасные — безопасные

САРП должна соответствовать минимальным стандартам производительности, изложенными в Резолюции A.823(19). САРП решает следующие основные задачи:

— отображение на экране всей радиолокационной обстановки в соответствии с выбранными шкалами дальности, режимами ориентации и стабилизации радиолокационного изображения;

— автоматическое обнаружение эхо-сигналов надводных целей в пределах контролируемой зоны на экране САРП, границы которой задаются охранными кольцами (GUARD RINGS), секторами захвата и барьерными линиями;

— автоматический или ручной захват обнаруженных целей и их автосопровождение (АС), т. е. непрерывное ведение строба заданных размеров за эхо-сигналом цели;

— одновременное автоматическое сопровождение, обработка, отображение и непрерывное обновление данных не менее чем по 20 целям (если сопровождаются не все цели, наблюдаемые на экране, то сопровождаемые цели должны быть чётко обозначены специальными маркерами);

— непрерывное автоматическое определение полярных координат (пеленга и дистанции) всех сопровождаемых целей, возможность быстрого определения пеленга и дистанции любого объекта, появляющегося на экране РЛС и САРП;

— непрерывное автоматическое определение элементов движения (курса и скорости) и элементов сближения (дистанции кратчайшего сближения и времени плавания до точки кратчайшего сближения) для всех сопровождаемых целей; тенденция движения цели должна определяться через 1 мин после начала АС, а вектор экстраполированного перемещения цели с заданной точностью — через 3 мин после начала АС;

— непрерывное представление на экране САРП обработанной вторичной радиолокационной информации, характеризующей элементы движения сопровождаемых целей и элементы сближения, в векторной или другой графической форме, чётко указывающей экстраполированное перемещение целей; — дополнительное отображение на экране четырех равноразнесённых по времени предыдущих местоположений сопровождаемых целей (Past History) за период не менее 8 мин;

— немедленная выдача на индикацию и непрерывное обновление буквенно-цифровой информации для любой сопровождаемой цели по желанию судоводителя;

— экстраполяция ситуации, т. е. проигрывание развития ситуации во времени при условии неизменности элементов движения как целей, так и собственного судна ;

— имитация (проигрывание) маневра для безопасного расхождения со всеми целями при условии, что элементы движения целей останутся неизменными (при этом отображение информации по всем сопровождаемым целям не должно прерываться);

— обнаружение маневра цели и соответствующая корректировка выдаваемой информации (определение тенденции относительного движения цели в течение 1 мин после завершения маневра, экстраполированное перемещение цели с заданной точностью — в течение 3 мин после завершения маневра).

САРП

САРП не решает задачу предупреждения столкновений судов, а лишь обеспечивает судоводителя необходимой для этого информацией, которую необходимо грамотно анализировать и эффективно использовать. Поэтому обучение судоводителей методам работы с САРП не должно сводиться к изучению только технической стороны вопроса. Особое внимание необходимо уделять самому слабому участку в обработке информации — анализу ситуации судоводителем с использованием данных САРП, грамотному обоснованию принимаемого решения с учётом международных документов по безопасности мореплавания (в частности, МППСС-72) и требований хорошей морской практики.

Успешное освоение САРП как технического устройства должно обеспечивать способность судоводителя квалифицированно осуществлять выбор режимов наблюдения, использование графической и буквенно-цифровой информации, надлежащее использование оперативной и аппаратурной предупредительной сигнализации, захват и сопровождение опасных целей, очистку индикатора САРП от ненужной информации, снятие и использование данных по сопровождаемым целям для принятия решения о действии, выполнение маневра для избежания чрезмерного сближения с другими судами с последующим контролем за его результатом.

Необходимо также четко представлять опасность чрезмерного доверия принятия решения режиму автоматического захвата и сопровождения целей и не полагаться полностью на показания САРП при выдаче предупредительной сигнализации.