Общие характеристики авторулевых на судах
Все суда морского транспортного флота в настоящее время оборудуются системами автоматического управления (САУ) курсом судна. Основным элементом САУ является прибор управления — авторулевой. При правильной настройке авторулевой обеспечивает снижение потерь ходового времени до 3 % за счёт более точного удержания судна на заданном курсе и уменьшения тормозящего действия корпуса и руля. Углы перекладки руля при автоматическом управлении на 20 — 30 % меньше, чем при ручном.
В 80-х годах появился новый тип авторулевого — адаптивный, имеющий автоматическую настройку параметров схемы при изменении внешних условий плавания или скорости судна. Это обеспечивает оптимальный режим работы системы без участия человека. Адаптивные авторулевые используются главным образом на крупнотоннажных судах для улучшения их управляемости.
В соответствии с международными требованиями системы автоматического управления курсом должна обеспечивать:
- переход с ручного управления на автоматическое и наоборот, с помощью не более чем двух органов управления за время не более 3 секунд при любом положении пера руля;
- переход с автоматического на ручное управление при любых неисправностях в системе автоматического управления;
- фильтрацию сигналов управления для уменьшения числа кладок руля от рысканья при волнении;
- при переходе с ручного управления на автоматическое авторулевой должен автоматически вывести судно на заданный курс.
В соответствии с требованиями Конвенции “Солас — 74” необходимо не более чем за 12 ч до отхода судна в рейс производить проверку работы как основных, так и аварийных систем управления рулём. При этом должны быть проверены основной и вспомогательный рулевые приводы, система дистанционного управления рулевым приводом, посты управления рулём на ходовом мостике, аварийное энергопитание, указатели положения руля, аварийная сигнализация, работа автоматических ограничителей угла перекладки руля, а также работа средств связи мостика с румпельным отделением.
Необходимо не менее раза в 3 месяца проводить учения по аварийному управлению рулём, включая непосредственное управление из румпельного отделения по командам с ходового мостика.