Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships (MARPOL). МАРПОЛ использует следующие определения терминов.Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships (MARPOL). МАРПОЛ использует следующие определения терминов.
Вредное вещество — любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря.
Сброс — любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков.
Нефть — это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты.
Нефтесодержащие продукты — смесь с любым содержанием нефти.
Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти», одобренный Регистром или другими компетентными органами.
Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью или обнаружении загрязненной поверхности в море даются прибрежному государству при помощи наиболее быстрого и доступного средства связи с максимально возможной скоростью в установленном формате сообщения. Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.
При производстве бункеровочных работ (включая операции с нефтесодержащими водами) на судне выполняется следующее: оповещаются экипаж и пассажиры; запрещается курение на открытых палубах; ограждается место приема-сдачи топлива; закрываются шпигаты на палубе; закрываются иллюминаторы с борта приема-сдачи топлива; поднимается флаг \»Браво\» (ночью — красный круговой огонь); устанавливаются поддоны, подносится уборочный материал; подносятся дополнительные огнетушители к месту приема-сдачи топлива, подсоединяются к рожкам два пожарных рукава; устанавливается постоянная связь с бункеровщиком; организуется постоянное наблюдение.
В случае разлива нефти необходимо: немедленно прекратить нефтяные операции; объявить общесудовую тревогу; начать удаление разлива нефти всеми доступными способами; проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива; при попадании нефти за борт вызвать нефтесборщик; предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.
Все действия по подготовке к бункеровке и её проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.