Пожарная безопасность судна

Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.

Особенности пожара на судне: наличие скрытых путей распространения огня и дыма; наличие горючих материалов и металлических конструкций, нагревающих до высоких температур; быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа; вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы; большое количество электрооборудования, обесточивание которого нарушает работу средств пожаротушения; ограниченные возможности использования водотушения из-за опасности потери остойчивости судна; загромождённость судовых помещений.

Практика показала, если не удается в течение 15 минут локализовать пожар на судне, то разрастание пожара выходит из-под контроля. Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.

Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить: в открытом виде горюче-смазочные материалы; материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные маслом, керосином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться; свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом помещении; загрязненные и сырые угольные мешки; краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь и прочие волокнистые материалы; легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально предназначенных кладовых или местах; не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых истек, или они отказали в действии при их применении).

Правила пожарной безопасности предусматривают как правила обращения с теми или иными горючими материалами, так и с потенциальными источниками огня.
Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается: использовать нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях; оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, электроинструменты и сварочное оборудование; пользоваться открытым огнём в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них; вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горюче-смазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода; в аккумуляторных помещениях; в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, сухой провизии и т. п.; в плотницкой мастерской; вблизи шахт и головок вентиляции; в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов; во всех помещениях с целью освещения; на расстоянии менее 10 метров от мест расположения баллонов с горючими газами; вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.

Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна. В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения». Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается. Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается. На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.