Судовые трапы служат для удобного и безопасного входа людей на судно и схода с него, доступа к помещениям и рабочим местам, расположенным на разных палубах и разных уровнях. Их подразделяют на: внутренние, наружные, забортные, сходни и штормтрапы.Судовые трапы служат для удобного и безопасного входа людей на судно и схода с него, доступа к помещениям и рабочим местам, расположенным на разных палубах и разных уровнях. Их подразделяют на: внутренние, наружные, забортные, сходни и штормтрапы.
Внутренние и наружные судовые трапы служат для сообщения между палубами. По конструкции и способу установки они бывают наклонные и вертикальные. Наклонные трапы служат для перехода с одной палубы на другую, в машинные и котельные отделения, рубки и т. д. Наклонные внутренние и наружные трапы сходны по конструкции. Углы наклона трапов в зависимости от мест их установки, ширина, размеры свободных площадок перед входом на трап и при сходе с него, а также ширина и высота ступеней регламентируются правилами техники безопасности. Поверхности ступеней делают не скользкими и удобными для очистки от грязи. У трапов в машинных отделениях применяют ступени ажурной конструкции (решетчатые, сотовые и др.). Наклонные трапы снабжают поручнями.
Жесткие вертикальные трапы служат для подъема людей на мачты, а также для доступа в грузовые трюмы, шахты, цистерны, междудонные танки и другие отсеки. Такие трапы состоят из двух металлических боковин, или тетив, к которым приварены на расстоянии 300 мм прутковые ступени (балясины). Ширина трапа между тетивами должна быть не менее 300 мм. Во избежание скольжения при пользовании трапов, ступени изготавливают из стального квадратного прутка, поставленного на ребро. Для создания надежной опоры для ног ступени делают из двух прутков с расстоянием между их центрами 70 мм, а трап устанавливают так, чтобы расстояние между центром ступени и переборкой или другой конструкцией, расположенной за трапом (глубина опоры для ног), было не менее 150 мм. Установка однопрутковых ступеней допускается только на трапах, предназначенных для доступа к оборудованию, и трапах на мачтах. Если трап снабжен поручнями, то расстояние между ними должно быть не менее 500 мм.
Скоб-трапы обычно устанавливают на мачтах и грузовых колоннах. Они состоят из металлических скоб, приваренных к вертикальным конструкциям на расстоянии не более 350 мм одна от другой. Скобы изготавливают из квадратного прутка, поставленного на ребро. Они должны быть надлежащим образом изогнуты для предотвращения соскальзывания ноги со скобы и загнуты по краям так, чтобы их ширина была не менее 250 мм, а глубина опоры для ног — не менее 150 мм.
Забортный трап обеспечивает удобный и безопасный вход на судно и сход с него. На судах такие трапы устанавливают по одному с каждого борта. В большинстве случаев забортные трапы изготавливают из легких сплавов.
Одномаршевый трап имеет две площадки, которые присоединены к его концам шарнирно. Верхняя площадка шарнирно соединена с палубой, что позволяет ставить ее вертикально, прижав к борту, или горизонтально, откинув за борт.
Ступени трапов могут быть неподвижными и подвижными. В последнем случае они сами устанавливаются в горизонтальное положение при всех возможных углах наклона трапа к горизонту. Неподвижным ступеням придают специальную форму, обеспечивающую удобство и безопасность передвижения по трапу.
Для защиты трапа от ударов о причал и для перемещения по причалу нижнюю часть трапа снабжают специальным катком. Трап имеет леерное ограждение и поручни по длине всего марша. Для установки ограждения на внешних сторонах тетив имеются гнезда, в которые вставляются металлические стойки с кольцами для пропуска через них тросовых лееров. По верху стоек проходят общие поручни. Стойки могут заваливаться вдоль тетив трапа.
По-походному трап закрепляют вдоль борта в положении \»на ребро\» в специальном месте, сделанном по размерам трапа. Для установки трапа в рабочее положение и уборки его по-походному имеется электрический или ручной привод, при помощи которого поднимают нижний конец трапа до уровня палубы и снимают леера, а стойки вместе с поручнями укладывают вдоль тетив трапа. Затем трап заваливают на ребро и закрепляют в нише крючковыми болтами с барашками или иным способом.
Сходня — простейшее приспособление для сообщения с берегом. Сходни бывают деревянные и из легких сплавов. Деревянная сходня состоит из двух деревянных тетив, соединенных деревянными брусками, на которые плотно уложен и закреплен дощатый настил. На настил на расстоянии 300 — 400 мм одна от другой наколочены поперечные планки шириной не менее 40 мм и толщиной 20 — 30 мм. На тетивах по всей длине установлены стойки, между которыми натянуты в два — три ряда тросовые леера.
На морских судах применяют обычно сходни из легких сплавов. На тетивах такой сходни имеются гнезда, в которые вставлены стойки с тройным рядом лееров. Для перемещения по причалу нижнего конца установленной сходни на нем закреплены опорные ролики. Для крепления сходни к борту судна на концах ее имеются кольца, крюки или другие приспособления. Если в фальшборте сделан специальный вырез для установки сходни, то ее верхний конец кладут на палубу и надежно закрепляют. Для перехода с палубы на сходню, положенную на фальшборт, используют специальный трап с поручнями, который приставляют к фальшборту. Под сходней должна быть растянута и закреплена предохранительная сетка, исключающая падение людей в воду или на причал.
Штормтрап состоит из двух цельных тетив и ступеней (балясин). Тетивы изготавливают из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины — из твердых пород дерева или другого материала, имеющего равноценные свойства. Они расположены на расстоянии 300 -380 мм одна от другой и закреплены в горизонтальном положении. Чтобы штормтрап не перекручивался при движении по нему людей, верхнюю и далее каждую пятую балясины делают удлиненными. Через отверстия в средней части балясин пропущен центральный трос.
По назначению штормтрапы подразделяют на: посадочные, лоцманские и обиходные. Посадочные штормтрапы надежно закрепляют в районе посадки людей в спасательные шлюпки и используют только при учениях и в спасательных целях. Длина штормтрапа равна расстоянию от шлюпочной палубы до ватерлинии при наименьшей осадке судна, неблагоприятных условиях дифферента и крене судна не менее 15 градусов на любой борт.
Лоцманские штормтрапы имеют такое же устройство и отличаются лишь улучшенной отделкой. В месте крепления лоцманского трапа устанавливается полутрапик (фальшбортный трап). Кроме этого, устанавливаются стойки, которые проходят через планширь фальшборта и крепятся в башмаках на палубе. У трапа должен находиться спасательный круг с линем, а также линь длиной 10 — 20 метров, предназначенный для подъема личных вещей лоцмана. В темное время суток место для приема лоцмана должно быть хорошо освещено.
Обиходные штормтрапы используют в основном при выполнении различных забортных работ. Забортные трапы всегда должны быть в исправном состоянии. Не допускается эксплуатация трапов с отсутствующими ступенями, поломанными поручнями, погнутыми тетивами и другими дефектами. Стойки должны надежно удерживаться в гнездах. Перед спуском трапа внимательно осматривают все его детали, чтобы убедиться в их исправности.