Такелажное оборудование

К предметам такелажного оборудования относятся приспособления и устройства для крепления такелажа и работы с ним. Предметами такелажного оборудования на судне являются: цепи, блоки, гаки, скобы, обуха, рымы, коуши, талрепы.К предметам такелажного оборудования относятся приспособления и устройства для крепления такелажа и работы с ним. Предметами такелажного оборудования на судне являются: цепи, блоки, гаки, скобы, обуха, рымы, коуши, талрепы.

Рымы и обуха служат для прикрепления коренных концов снастей такелажа к корпусу или к частям рангоута. Обухом называется кольцо или полукольцо, приваренное к какой-либо части корпуса или рангоута для крепления такелажа. Рымом называется металлическое кольцо, которое вставлено в обух и может свободно в нем поворачиваться.

Коуши предохраняют трос от перетирания при прикреплении его к скобам и гакам. Изготовляется из чугуна или стали. Для растительных тросов употребляются только стальные коуши круглой или овальной формы.

Гаки в зависимости от способа закрепления разделяются на: обыкновенные и вертлюжные. Обыкновенные состоят из носка, спинки и обушка. Если обух и носок гака располагаются в одной плоскости, такой гак называют повернутым, а тот у которого плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка, называется простым. В грузоподъемных механизмах применяются вертлюжные гаки. Вместо обуха они имеют шейку — хвостовик, которой заделываются в одинарном или в двойном вертлюге.

Для грузовых устройств применяются гаки со специальным приливом над носком, исключающим возможность при подъеме груза задеть гаком за комингс люка. В некоторых случаях в грузоподъемных механизмах применяются двурогие гаки или гаки, имеющие на спинке прилив с проушиной, для крепления оттяжки предотвращения вращения груза, такие гаки называются пентер-гаками.

Из специальных гаков наиболее часто встречаются складные гаки — храпцы и глаголь-гаки. Последние применяются, когда требуется быстро отдать снасть, находящуюся под натяжением. Гаки подбираются по допускаемой нагрузке. При приемке гаков на судно необходимо проверять, чтобы на них не имелось трещин, раковин и других дефектов.

Талрепы могут быть открытого и закрытого типов. Для прикрепления к ним снастей и других деталей их винты оканчиваются проушинами, гаками или вилками. Винты должны свободно ввинчиваться и вывинчиваться во втулке, резьба быть смазана.

Такелажные скобы применяются для соединения отдельных цепей и тросов, для присоединения к частям корпуса или рангоута. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря. Могут быть прямыми и изогнутыми. Штырь в скобах удерживается либо с помощью нарезки, либо посредством наружного шплинта.

Скобы и их детали не должны иметь трещин, раковин, заусениц и т. п., головка штыря должна быть без перекосов, плотно прилегать к боковой опорной поверхности проушины. У нарезных штырей резьба не должна иметь сорванных ниток, вмятин, а сам штырь должен ввинчиваться без заеданий. Для предохранения от коррозии скобы необходимо оцинковывать или окрашивать, их трущиеся части смазывать.

Блок состоит из корпуса, одного или нескольких шкивов и оси, называемой нагелем, на которой вращаются шкивы. В зависимости от материала корпуса бывают деревянными и металлическими. Корпус деревянного блока состоит из наружных и внутренних щек и вкладышей, изготовляемых из дубовых, или ясеневых досок. У металлических блоков корпус состоит из стальных щек, соединенных болтами, или же изготовляется в виде специальной обоймы. Как у металлических, так и у деревянных блоков шкивы изготовляются чаще всего из стали или чугуна.

По окружности шкива имеется желобок для троса, называемый кипом. Для присоединения к корпусу судна, рангоуту или такелажу блок имеет подвеску, в виде скобы, проушины или гака.

Подвеску прикрепляют к корпусу блока при помощи оковки, которая представляет собой металлическую полосу, проходящую снаружи корпуса (внешняя оковка) или изнутри (внутренняя оковка).

Одношкивные блоки, у которых одна из щек (или оковка) делается частично откидной, т. е. канифасблоки (рис. 5.4), употребляются в случаях, когда требуется завести в блок трос не концом, а его серединой. Канифасблоки подбираются с таким расчетом, чтобы диаметр шкива блока был больше диаметра троса в 10 раз для синтетических тросов, и в 12 — 18 раз — для стальных.

Гордени и тали. Трос, пропущенный через блок и закрепленный неподвижно, называется горденем. Гордень позволяет при подъеме и перемещении груза изменять направление тяги, но не дает выигрыша в силе. Одношкивные блоки с пропущенными через них фалами служат для подъема флагов и вымпелов, сигнальных огней и знаков.

На судах употребляются следующие виды талей: хват-тали — переносные тали, основанные между двумя одношкивными или двухшкивными блоками. Оба блока имеют вертлюжные гаки и применяются при палубных работах для обтягивания снастей, при заводке пластыря, перетягивании груза и т. п. Для получения наибольшего выигрыша в силе тали должны закладываться таким образом, чтобы ходовой лопарь выходил из подвижного блока.

Гини — многошкивные тали, основанные толстым тросом между большими по размерам блоками, способные выдерживать большие нагрузки. Применяются при вооружении тяжеловесных стрел (грузовые гини), а также в ряде аварийных случаев, например, при снятии судна с мели и т. п.

Для расчета талей надо разделить вес груза на число шкивов, через которые он проходит. Но так как на шкивах действует сила трения, то перед началом вычислений учесть, что вес груза увеличивается на 5-10 % на каждом шкиве, через который проходят лопари.