Для поддержания судна в необходимом техническом состоянии и продления сроков его эксплуатации необходим постоянный уход. Повседневный контроль за состоянием судна осуществляется старшим помощником капитана и старшим механиком. Мелкие повреждения и неисправности, обнаруженные во время осмотров, устраняются экипажем судна.Для поддержания судна в необходимом техническом состоянии и продления сроков его эксплуатации необходим постоянный уход. Повседневный контроль за состоянием судна осуществляется старшим помощником капитана и старшим механиком. Мелкие повреждения и неисправности, обнаруженные во время осмотров, устраняются экипажем судна. Крупные дефекты заносятся в специальный формуляр для устранения их во время очередного заводского ремонта судна.
Капитан обязан производить ежемесячные осмотры технического состояния корпуса судна, его надстроек и помещений.
Непосредственно судовыми работами руководят: по палубной части — боцман, по машинной — второй механик. Палубные работы на ходу выполняют лица, не связанные непосредственно с обеспечением движения судна (боцман, плотник, матросы, практиканты). Работы, которые вызваны особыми обстоятельствами и требуют участия всего или большей части экипажа, называют авральными. Аврал объявляется по указанию капитана.
Одна из причин преждевременного износа судна — коррозия металлических частей и гниение деревянных. Особенно интенсивно коррозия протекает в местах соприкосновения металла с морской водой. Влага способствует разрушению дерева. Один из способов защиты металлических поверхностей от коррозии, а деревянных от гниения — это покрытие их лакокрасочными материалами. В качестве временных мер защиты металлических поверхностей от коррозии применяются различные смазки.
Уход за корпусом должен быть направлен на обеспечение его водонепроницаемости. При плавании на взволнованной водной поверхности все части корпуса испытывают значительные, переменные напряжения, в результате чего могут ослабляться связки и швы обшивки, при внутренних осмотрах необходимо обращать внимание на качество швов.
При осмотре водонепроницаемых переборок необходимо следить, чтобы не было больших вмятин, нарушающих их прочность. Раз в 6 месяцев следует проверять сальники трубопроводов и кабелей, проходящих через водонепроницаемые переборки.
Для предохранения лакокрасочных защитных покрытий от преждевременного разрушения необходимо все внутренние закрытые помещения содержать сухими и чистыми. Места, в которых по условиям эксплуатации может скапливаться влага, должны периодически промываться и просушиваться. Узкие, труднодоступные места цементируются.