Что такое FSRU?
FSRU (Floating Storage Regasification Unit) — это плавучая установка регазификации и хранения, которая является важным компонентом для транспортировки и передачи сжиженного природного газа (СПГ) на берег по морским путям. Поэтому FSRU можно назвать особым типом судна, используемого для транспортировки СПГ.
Сжиженный природный газ (LNG), перевозимый к месту назначения в сжиженном состоянии при температуре − 162 ° C, должен быть нагрет до его оригинального газообразного состояния и доставлен потребителям. Такой повторный нагрев необходимо проводить перед закачкой газа в системы хранения на берегу. Весь процесс замерзания и последующего повторного нагрева топлива чрезвычайно дорог, не говоря уже о затратах времени. Для оптимизации затрат времени и средств на инфраструктуру для СПГ (LNG) проектов и были созданы FSRU.
Конструкция FSRU аналогична другим судам, совершающим операции с СПГ и соответстветствует всем необходимым международным стандартам морской безопасности. Основное преимущество FSRU заключается в том, что процесс нагрева газа (регазификации) может быть осуществлен на борту самого судна-накопителя без необходимости выгрузки СПГ в береговые танки.
FSRU состоит из следующего основного оборудования:
1) Танки для хранения СПГ, которые делаются мембранного типа, либо сферические типа Мосс.
2) Блок регазификации, при помощи которого осуществляется конверсия сжиженного природного газа обратно в природный газ при атмосферной температуре.
3) Разгрузочные стендеры или криогенные шланги, при помощи которых танкер-поставщик передает груз СПГ на FSRU.
4) Теплоноситель для испарения СПГ. Морская вода обычно используется в качестве источника тепла для нагрева СПГ в первичных приемных терминалах, за исключением тех, которые построены в холодных зонах. Эта система известна как система с разомкнутым контуром. Для холодной морской воды, выгружаемой после теплообмена с СПГ, должны соблюдаться строгие экологические правила.
Другим способом нагрева СПГ из его криогенного состояния является система замкнутого контура, в которой циркулирует смесь пресной воды и гликоля, которая предварительно нагревается паром из котлов судна.
Еще одним вариантом является использование процесса испарения жидкости в два этапа. На первой стадии для нагрева СПГ используют пары пропана, а на второй — с использованием теплоносителя (например, морской воды). Это может быть смесь разомкнутой и замкнутой системы. Наиболее значительные преимущества этого метода: снижение риска замерзания за счет отсутствия контакта СПГ с морской водой и уменьшенный вес и размер теплообменника.
В последние годы наблюдается быстрый рост числа FSRU по всему миру. Это объясняется большими преимуществами экономии средств и финансовой гибкости, а также возможности перемещения, которая отсутствует в наземных установках. FSRU дает прекрасную возможность расширить и без того растущий рынок СПГ на международном уровне.