PBCF (Propeller Boss Cap Fins — «Заглушка пропеллера с плавниками») — устройство для повышения эффективности гребного винта. Благодаря своей экономической эффективности это устройство получило широкое применение, особенно, на средних и крупных судах.
Устройство PBCF было разработано в 1987 году компанией Mitsui O.S.K. Lines, Западно-Японской лабораторией гидродинамики и Mikado Propeller. К 2019 году это устройство было установлено на более чем 3300 судов по всему миру. Его фундаментальный механизм и результаты неоднократно проверялись посредством многочисленных серий испытаний в лабораторных условиях и реальных измерений на судне с первой стадии разработки.
Когда используется обычная заглушка винта, то образуется сильное завихрение, которое называется «втулочным вихрем», что приводит к потере эффективности гребного винта. Если устройство PBCF установлено на выступе винта, то «втулочный вихрь» будет устранен. В результате, PBCF увеличивает тягу и уменьшает крутящий момент на валу, повышая эффективность гребного винта.
- Преимущества PBCF:
- Экономия топлива до 5%;
- Простая конструкция и установка — может быть установлен на новом или уже работающем судне;
- Простая эксплуатация — по принципу «установил и забыл», при этом получая выгоду в течение всего времени эксплуатации;
- Короткий срок возврата инвестиций.
Ввиду нынешней важности глобальных экологических проблем спрос на PBCF постоянно растёт не только как энергосберегающее устройство, но и как экологически чистый продукт.