Двухвинтовые суда имеют лучшие маневренные качества, чем одновинтовые. Достаточно отметить, что их можно развернуть на месте, работая машинами в разные стороны — в раздрай. Такая возможность очень важна для пассажирских лайнеров, заходящих в стеснённые порты, ледоколов, буксиров, плавкранов и др.ё
Лучшая маневренность достигается тем, что каждый из винтов отнесён на некоторое расстояние от диаметральной плоскости (ДП), благодаря чему появляется разворачивающий момент, обеспечивающий поворот судна, даже без руля, в ту или иную сторону. Двухвинтовые суда обладают тем большей поворотливостью, чем меньше их длина и чем шире разнесены их винты.
У двухвинтового судна гребные винты расположены симметрично относительно ДП и стороны их вращения, как правило, одноимённы с бортами. Рулей может быть от одного до трёх, два — помещённых позади винтов, и ещё один — в ДП судна. При одновременной работе двух винтов, если частоты вращения обеих машин равны, влияние боковых сил полностью нейтрализуется как на переднем, так и на заднем ходу. Повороты с помощью только рулевого устройства как вправо, так и влево имеют одинаковые диаметры циркуляции. При расположении руля между двух винтов в ДП управляемость судна хуже, чем у судна с рулями, расположенными позади каждого из гребных винтов.
Для выполнения разворота судна с помощью руля и двигателей поступают следующим образом. Внешнему, относительно направления поворота, двигателю дают ход вперед, внутреннему — ход назад. Руль перекладывают в сторону поворота. Изменяя частоты вращения гребных винтов, можно разворачивать судно с продвижением его вперед или назад или же так, чтобы разворот выполнялся на месте. В последнем случае передний ход задается на одну ступень меньше заднего.
Двухвинтовые суда по сравнению с одновинтовыми имеют следующие преимущества:
при поломке или ремонте и профилактике одного движителя судно продолжает следовать по назначению, управляясь рулем и вторым движителем; при поломке рулевого устройства временно при хорошей погоде можно управляться с помощью гребных винтов; судно лучше маневрирует в стесненных условиях; хорошо управляется на заднем ходу.Недостатки: гребные винты меньше оказывают влияние на перо руля, так как винты вращаются наружу, то винтовая струя воды действует на перо руля слабее; расположение винтов в стороне от ДП судна увеличивает вероятность их повреждения при плаваниях в узкостях и при швартовых операциях; уменьшение общего КПД СЭУ.