«

»

Окт 13

ECDIS (ЭКНИС)

В настоящее время бурно развивается новое техническое направление, связанное с созданием электронных картографических навигационных информационных систем (ЭКНИС), на английском языке это называется Electronic Chart Display and Information System (ECDIS). Подобные системы основаны на использовании и отображении цифровой картографической и навигационно – гидрографической информации в виде электронных карт. ECDIS (ЭКНИС) получили широкое признание специалистами, международными морскими организациями и в настоящее время интенсивно внедряются на судах.

Для возможности выполнения своих задач к ECDIS (ЭКНИС) подключаются различные датчики информации. Поступающая информация используется для расчёта и отображения позиции, скорости и курсе судна, параметров прохождения маршрута и прочего.

ECDIS (ЭКНИС)

Одной из основных задач ECDIS является мониторинг движения судна на электронной карте, для этого обычно используется информация приёмоиндикатора спутниковой навигационной системы (СНС). Приёмоиндикаторы среднеорбитальных СНС и ECDIS выгодно дополняют друг друга. Их совместное применение позволяет отображать положение судна в реальном масштабе времени непрерывно, в динамике.

ECDIS — система нового поколения, которая помогает судоводителю оперировать с информацией, необходимой для эффективной проводки судна из пункта отхода в пункт назначения, и предоставляет ему результаты обработки в надлежащем виде, облегчающем судовождение. В перспективе ECDIS может стать полноценной системой поддержки принятия решений по управлению судном.

Однако, важно реально оценивать и учитывать технические ограничения ECDIS, в том числе привязку к геодезическим координатам (а не к акватории и побережью), зависимость от точности навигационных датчиков и ограничений используемых СНС, опасность использования неприемлемого масштаба электронной карты, возможную неполноту информации на электронной карте и так далее. Наконец даже кратковременная неисправность или отказ ECDIS могут привести к полной потере контроля за обстановкой и, как следствие, к навигационной аварии.